Блог питомника Albarella ruso

Критические этапы социализации щенка. Часть 1. Роль мамы-собаки и человека для новорожденных малышей

В последнее время, я довольно часто употребляю термины "социализация" и "адаптация щенков". Не всем они понятны, поэтому постараюсь раскрыть эти понятия на примерах.
В нашей ленте Телеграмм можно увидеть, как у нас дома периодически появляются группы малышей Кавалеров, которые живут у нас на некоторое время, проходят обучение, а потом разъезжаются по своим домам.
Зачем они приезжают и чему они учатся?
Немного теории для начала!
У всех млекопитающих и даже у человека, мозг продолжает развиваться и после рождения. Наклонности и задатки малышей передаются с генами от родителей, но окончательно поведение и характер формируются внешней средой и окружением щенка. Причем периоды активного обучения и развития мозга ограничены во времени.
Если вы пропустили эти "критические периоды", то в последствии нельзя будет откатить время назад и исправить ситуацию полностью, можно будет скорректировать, но не исправить полностью.
Ниже приведу несколько фактов о человеческих детях, которые каждый из вас и так прекрасно знает. 1. "Синдром Маугли" - реальные человеческие дети, которых вырастили животные, после того, как их находили во взрослом возрасте, не могли полностью влиться в сообщество людей. "Маугли" не могли освоить человеческую речь, принятое у людей поведение, окружающий новый мир казался им враждебным и не понятным.
2. Все знают, что маленькие дети, которые живут в семьях, где родители говорят на нескольких языках, довольно быстро и без особого труда начинают говорить на этих языках. А во взрослом возрасте учить иностранные языки становится гораздо сложнее.
3. Если ребенка не учить читать, то вряд ли он освоит это сам.
4. Если ребенка не водить в сад или на развивающие занятия с другими детьми, то малышу будет трудно адаптироваться в школе и находить друзей среди сверстников.
5. Психологи, работая со своими подопечными, всегда просят рассказать о своем детстве. Многие, наверно слышали фразу - "все проблемы родом из детства".
6. Многие девочки и мальчики, повзрослев, ищут себе пару похожую на папу или маму. Переносят модель поведения, которую они видели в родительской семье, на своей новую семью.
К чему я пишу эти прописные и понятные всем истины? К тому, что у животных все очень похоже, только проходят эти "критические этапы" в разы быстрее, чем у людей. И если щенком начинают заниматься после его полового созревания или в подростковый период, а до этого он жил в обедненной социальной среде, то уже пора начинать не обучение, а коррекцию поведения и исправлять то, что было упущено.
Итак, давайте определим, что такое "обедненная социальная среда", какие это "критические периоды" и когда они проходят у щенков.

"Обедненная социальная среда" для щенка это:

1. Искусственное вскармливание
2. Отсутствие в младенчестве рядом мамы
3. Отсутствие позитивного контакта с человеком
4. Проживание в ограниченном пространстве
5. Отсутствие контактов со сверстниками и другими взрослыми собаками
6. Однообразие и монотонность
7. Одиночество
8. Нет игровой, исследовательской и развивающей практики

Критический периоды в развитии и социализации щенка это:

1. Первый критический период - импринтинг** проходит в период с 2-х до 6-8-ми недель*.
*сроки могут незначительно индивидуально сдвигаться.
** "Импринтинг – это специфическая форма обучения, мгновенное подкорковое обучение. От англ. «Imprinting» – «впечатывание» – психофизиологический механизм, когда образ прочно закрепляется и формируется в определенный, критический период, практически полностью автоматичен, не обратим и не требует ни первичного, ни дальнейшего позитивного подкрепления. Объектами обычно выступают родительские особи, сиблинги, пищевые объекты, природные враги. В животной среде служит механизмом выживания. Некоторые образы, в том числе природных врагов, действия не являются врожденными, генетически наследуемыми и механизм импринтинга обеспечивает моментальное обучение или узнавание."
В этом возрасте щенок запечатлевает образ своего вида, породы и человека, как старшего социального партнера. Именно в этом возрасте щенок осознает понятие МЫ. На подсознательном уровне у щенка откладывается, что "МЫ - это собаки, породы Кавалер Кинг Чарльз Спаниель и я буду искать себе именно такую пару, как мама. И человек - это не опасно. Он мой друг и старший товарищ, мама его слушает и любит."
Если щенок потерял маму или у нее нет молока, то малыш может считать себя не собакой, а человеком, который заменяет ему во всем маму или, например, кошкой, если вдруг кошка взяла на себя роль мамы. В последствии это сильно затрудняет контакт щенка с другими собаками. Он будет вести себя с ними недоверчиво или агрессивно.
Если в этом возрасте человек тесно и позитивно не общается с щенком, то подросший малыш будет бояться людей и не доверять им.
Такое бывает при клеточном содержании собак. Например, в клетках-вольерах находятся матери со своими щенками. Матери проводят со щенками 96% времени. Кормят малышей, вылизывают и покидают их только чтобы поесть или сходить в туалет.
Человека малыши могут видеть только изредка, например, рабочих, которые приходят раз-два в день в помещение, где стоят клетки или вольеры с щенками и их мамами, чтобы убрать клетки, покормить и выгулять мам.
Человек не отражается в сознании щенка как старший социальный партнер. Малыши даже могут бояться людей, дрожать при их виде или когда щенков берут на руки.
К сожалению, иногда заводчик или хозяин собаки просто не знает, что маленькому щенку обязательно общение с человеком! Достаточно, что у щенка теплый вольер, он накормлен мамой и ей же вылизан. Брать на руки, разговаривать с малышом, гладить и даже играть в этом возрасте человек считает либо рано, либо у него просто нет на это времени. Причина может быть разной, например большое количество щенков одновременно, или человек еще должен ходить на работу. Дай Бог успеть убрать и накормить всех. Какие еще игры с маленькими?!
Бывает, что в деревнях, чтобы щенков не утопили, мать прячет их подальше от человека и приводит домой уже когда они могут сами бегать и кушать. Такие малыши не знали человека, более того, мать давала команду им прятаться, если чувствовала присутствие человека. Так вот такие малыши во взрослом возрасте будут относится к человеку с недоверием. Лаской, вкусняшками можно будет приручить собаку к одному-двум членам семьи, но к другим людям собака будет проявлять либо страх, либо агрессию. В городской среде такой собаке будет адаптироваться довольно трудно.
Что же нужно делать в первый критический социальный период, чтобы щенок правильно формировался?
1. В идеале у щенков должна быть мама, которая сама их кормит и ухаживает за ними. Переводить щенков на искусственное вскармливание нужно только при крайней необходимости и стараться, чтобы мать или няня, желательно той же породы, присутствовала в жизни щенка.
2.Заводчик или хозяин собаки должен общаться с щенками, разговаривать, брать на руки, гладить... Формировать в них чувство доверия и любви к человеку.
Если провести аналогию первого "критического периода" щенка и ребенка человека, то можно сказать, что до 1,5-2 -х месячного возраста у щенка, как и до 2-х летнего возраста у ребенка самое главное - это мама и все члены семьи. Они дают чувство любви, безопасности и формируют первые образы принадлежности к виду. До окончания этого периода не стоит отрывать малышей от мам.
Про второй и третий критические периоды социализации читайте в следующих постах. Там мы расскажем про возраст ясель, детского сада и школы у щенков.
Здоровье Воспитание